Тренинговый рынок: тенденции и прогнозы
Меню
+7 (812) 448-448-4
Санкт-Петербург
+7 (495) 669-68-76
Москва
Тренинговый рынок: тенденции и прогнозы
На российском рынке труда наблюдается дефицит квалифицированного персонала. Это связано с неблагополучной демографической ситуацией. Кадровым агентствам все труднее находить для заказчиков грамотных специалистов с необходимым опытом работы. Поэтому большинство компаний, понимая зависимость конкурентоспособности от уровня подготовки персонала, перешло к регулярному обучению своих сотрудников. Спрос на бизнес-семинары и тренинги постоянно растет.

К сожалению, психологическая культура в нашей стране пока не на должном уровне. На западе для человека пойти на тренинг - обычное дело, а у нас обучение воспринимается не как бонус, а как дополнительная нагрузка. И только в России люди думают: а хочу ли я учиться в свои выходные? Вообще, многие воспринимают тренинги, как развлечение. Отсюда и несерьезное отношение к процессу.
 
Спрос рождает предложение
 
Бизнс-тренинг на сегодня – самый передовой и эффективный способ обучения персонала. Это подтверждает статистика: доля компаний Петербурга, прибегающих к услугам тренинговых фирм, составляет порядка 80 %. В свою очередь, растет и число обучающих компаний.
«На мой взгляд, тренинговых агентств сейчас очень много. При этом, тренинговые услуги не лицензируются, поэтому пока каждый делает то, что хочет, - рассказывает Александра Капустина, генеральный директор тренингово-консалтинговой компании EXICLUB. -  Кроме компаний существует огромное количество фрилансеров. Стоимость их услуг ниже, а значит, и спрос на их работу будет сохраняться. В перспективе, как на любом свободном рынке, кто-то закроется, а кто-то появится и будет активно пробиваться. Это нормальная конкуренция, которая сохранится при условии, что у государства  в ближайшее время не возникнет стремления  каким-то образом этот рынок урегулировать».
Необходимо вспомнить и о том, что крупные предприятия в свое время начали создавать свои корпоративные университеты. Но кризис внес свои коррективыв этот процесс. В последнее время эта система возрождается. Крупные компании постепенно отказываются от услуг тренинговых агентств, открывая собственные учебные центры. Однако  и в этом случае появляется проблема: обучения корпоративных тренеров и обеспечение их необходимыми программами.
Все чаще стали обращаться в российские тренинговые компании иностранные фирмы, работающие на местном рынке, так как их собственные программы нуждаются в серьезной адаптации к российским условиям.
Еще один момент, который стоит отметить в развитии рынка бизнес-обучения, это повышение качества проводимых тренингов. Связано это с тем, что заказчики стали более тщательно выбирать тренинговые услуги, желая получить максимальную эффективность от обучения.
Что касается тематики тренингов, то можно с уверенностью сказать, что крупные компании меньше заказывают тренинги продаж, которые теперь очень часто проводятся с помощью внутренних тренеров. Гораздо чаще проводятся управленческие тренинги. Так же растет спрос на лидерские тренинги и тренинги формирования команды.
 
Обучение как способ удержания персонала
 
Сегодня качественное обучение будет иметь постоянный спрос. Демографическая ситуация у нас такова, что хороших молодых специалистов становится все меньше. Значит, задача вырастить и удержать своих собственных специалистов для предприятий и организаций будет становиться все более актуальной.
Касательно финансового ресурса, то он, естественно, исчерпаем, и долго на конкуренции в зарплате не продержишься. Соответственно,  следующим важным фактором, почему человек остается на этом рабочем месте  и продолжает работать в этой организации, является  возможность обучения и карьерного роста. Подтверждением этого является  корпоративное обучение. Если же его не проводят, то рано или поздно сотруднику становиться понятно, что организация не заинтересована в его развитии. Значит, есть причина подумать о смене места работы. Обучение – это важный фактор борьбы с текучкой и удержания персонала.
 
Тренинг: поощрение или наказание?
 
В ряде компаний бывает, что людей посылают учиться, а они не хотят и воспринимают тренинг как отбытие повинности. Необходимо найти варианты их мотивирования. 
«С уровнем мотивации лично мы работаем еще на этапе формирования заказа, - говорит Александра Капустина. -  В частности, мы проясняем, откуда берется заказ на обучение в организации и помогаем руководителям позиционировать обучение и нас таким образом, чтобы у людей возник интерес и желание учиться. Бывает, что человек с самого начала говорит: «Мне это не надо». И переубедить его бывает очень трудно. А если он приходит на тренинг без настроения, без мотивации, то участие не принесет ему ни пользы, ни удовольствия. Поэтому НR- менеджер компании перед началом обучения старается создать положительный настрой, чтобы сотрудник увидел свои перспективы и у него появилась конкретная цель. Например, продвижение по карьерной лестнице или повышение зарплаты. Для этого необходимо успешно пройти аттестацию. Вот тут-то и пригодятся полученные на тренинге новые знания и навыки. Таким образом, у человека появляется стимул.
Специалисты EXICLUB  до начала тренинга встречаются с его будущими участниками, чтобы они смогли принять участие в составлении программы, высказать свои пожелания.  Это также является дополнительной мотивацией.
Мы всячески стараемся, чтобы человек окончательно изменил свое негативное отношение к обучению. Да, это трудно, но возможно.  В частности, с помощью эксклюзивных технологий и позитивной атмосферы, которую мы создаем  на тренингах».