Бизнес-тренинг и бизнес-тренер: проблема выбора
Меню
+7 (812) 448-448-4
Санкт-Петербург
+7 (495) 669-68-76
Москва
Бизнес-тренинг и бизнес-тренер: проблема выбора
Тот факт, что знания лишними не бывают, никто оспаривать не станет. Поэтому закономерно, что популярность тренингов постоянно растет.

Допустим, вы уже определились с направлением обучения. Но как выбрать наиболее эффективный тренинг? Есть ли какие-нибудь критерии, по которым можно отличить «правильного» тренера от «неправильного»?
 
Доверие начинается с рекомендаций
 
       «На начальном этапе, как и в случае со всеми услугами, имеет смысл посмотреть на список клиентов, попросить рекомендации, - говорит  Александра Капустина, генеральный директор EXICLUB. – И если тренер заявляет, что он сможет гарантированно научить продаже услуг, то хотелось бы, чтобы это было подтверждено документально.  Желательно также присмотреться, как он ведет переговоры по поводу предстоящего тренинга, насколько грамотно его «продает». Если есть вопросы, то не лишним будет попросить провести полуторачасовую демоверсию тренинга. Это, конечно, потребует от вас дополнительных  временных затрат.  Но зато даст возможность посмотреть на тренера в работе, на манеру ведения тренинга. Ведь она может оказаться как рыбий жир – очень полезно, но совершенно не вкусно. Участники такого тренинга вряд ли получат удовольствие от скучного косноязычного занудливого ведущего. Откровенно зевая, они вряд ли с энтузиазмом будут овладевать новыми знаниями. 
        Совершенно очевидно, что тренер с российскими клиентами и рекомендациями от них может оказаться более полезным, чем специалист, который имеет какой-то зарубежный сертификат по проведению каких-то зарубежных тренингов.
        Попутно возникает вопрос: насколько полезен и как хорошо приживается зарубежный опыт тренера в России? По словам Александры Капустиной, если компания международная, то она живет по законам сети. Например, MacDonalds или Magna, имеют свои корпоративные стандарты, и эти стандарты нужно обязательно учитывать при организации обучения. 
Другой вопрос: нужно ли адаптировать зарубежный тренинговый опыт к российским условиям?  Скажем, в Петербурге много сетевых отелей. Когда речь идет о тренинге сервиса услуг, то сюда приезжает специалист и натаскивает местный персонал по международным нормам. А как это воспринимается и используется русским персоналом – отдельный разговор. Если стоит задача  - «заточить» русский персонал под работу с американцами, то этому может научить американский тренер. А для работы с российским клиентом требуются несколько другие условия.
 
Сначала диагноз, потом обучение
 
        Обучение персонала всецело зависит от конкретных целей. Если ваша задача -  увеличить продажи, то и  заказывать нужно «продажи», а не тренинг «личностного роста» или «уверенного поведения». Да, они могут дать участникам дополнительные бонусы, но увеличить продажи нет. Деньги компании и время сотрудников будут потрачены впустую.       
Существуют тренинги продаж товаров, услуг, телефонных продаж. Везде есть специфика, связанная с тем, кому, что и как мы продаем. Когда речь идет о корпоративном обучении, то стоит выбирать не  стандартные тренинги, а  обучающие программы, сделанные конкретно под ваш заказ. Тогда любые практические упражнения, используемые на тренинге, будут иметь непосредственное отношение к тому, чем ежедневно занимаются ваши сотрудники. И все задания будут на примерах ваших клиентов и вашей сферы деятельности. Когда участникам тренинга все предлагаемые ситуации близки и понятны,  они быстрее и лучше учатся. Активное вовлечение в процесс помогает им быстрее выработать необходимые навыки.
        «Другое дело, что чаще покупают готовые тренинги. Почему? Потому что на фирме ситуация бывает очень сложной. Проблем может быть сразу несколько. Одна может маскировать другую или быть ее следствием. Но НR-менеджер порой вынужден решать их в условиях цейтнота. И тогда он выбирает на его взгляд самую острую. Например, считает, что нужно всех первым делом научить тайм-менеджменту. Менеджер по персоналу так и докладывает директору: «У нас никто ничего не делает к сроку. Давайте мы их тайм-менеджменту научим». И всем все ясно: что такое тайм-менеджмент, чему он учит, где его купить. Другое дело, что отдачи будет мало, ведь есть еще и  другие проблемы. В частности, возможно нарушение коммуникации. Что нужно «лечить» в первую очередь, чтобы отдача была максимальной? Вот тут на помощь приходит грамотный бизнес-тренер. Он, видя ситуацию со стороны, становится партнером  HR-менеджера», - комментирует Александра Капустина.
        Отсюда следует, что начинать надо не с поиска понравившегося тренинга, а с грамотной диагностики состояния дел в коллективе. И предпочтение отдавать тем тренинговым компаниям, которые эту диагностику проводят перед началом обучения.